CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.

Метро Олимпийская - выставка, стадион, метро.

Метро Олимпийская фото

Название новой станции Киевского метрополитена, открывшейся 19 декабря 1981 года, — «Республіканський стадіон», определило конечно же её местоположение. Но не стоит забывать о факторе времени — ведь сам стадион за свое почти 80-летие именовался по-разному: Червоный, Украинский, им. С. Косиора, им. Н. Хрущёва, Республиканский. А сегодня, кто не знает, он называется Национальный спортивный комплекс «Олимпийский».

В начале XIX века визиткой этой тихой, почти загородной местности были древний шлях на Васильков, начинавшийся от заставы на Бессарабской площади, да один из отрогов Печерской возвышенности — Черепанова гора, названная так, вероятно, по фамилии киевского гражданского Губернатора Павла Черепанова. Склоны горы стали эспланадой Новой Печерской крепости, то есть открытой местностью, где вести гражданское строительство не дозволялось.

Но в 1830-х годах принимается решение о переселении сюда жителей Печерска и превращении эспланадной зоны в улицу (современная Эспланадная). Район получил название Нового строения. Только тут (и еще в подольской части города) разрешено было селиться еврейскому населению (условная черта оседлости проходила по современной улице Физкультуры). Для остальных жителей района в 1859 году перенесли деревянную Троицкую церковь, стоявшую ранее у Софиевской площади, на современной улице А. Тарасовой (сейчас тут возводится новая гигантская гостиница). Жизнь храма на новом месте была долгой, но закончилась мгновенно: его разобрали всего за одну ночь в 1970 году. К церкви примыкала Троицкая площадь, разлинованная бесконечнми рядами лавок и амбаров. Капитальное строительство здесь практически не велось — ведь подножие горы представляло собой бездонное болото, покрытое лишь аршинным слоев сухой земли, а ее склоны были оползнеопасными.

Поворотной вехой в истории района стала устроенная здесь в 1897 году Киевская сельскохозяйственная и промышленная выставка. расположившись на обширном 917 га) земельном участке, уступленном силами военного инженерного ведомства, выставка демонстрировала лучшие достижения местной промышленности, сельского хозяйства и кустарных промыслов. По такому случаю территорию благоустроили, частично озеленили и украсили павильонами, приобретенными на Нижегородской Всероссийской выставке. По-видимому, это сыграло немаловажную роль, когда в 1913 году комитет по организации теперь уже Всероссийской промышленной выставки, рассмотрев еще нескольких вариантов — Пушкинский парк, Царский сад, Кадетская роща, Труханов остров, — остановился все-таки на уже хорошо знакомом месте. Выставочные павильоны заняли территорию в пределах современных улиц Большой Васильковской, Жилянской, Физкультуры и до трамплина в верхней части стадиона. Преображение грязноватой площади, лишенной канализации, освещения и ливнестоков, в эдакую «ВДНХ начала века» поразило и порадовало горожан. Выставка имела успех, хотя затраты полностью не были окуплены и открытие пришлось отложить почти на месяц из-за бури и проливных дождей. Тут было на что посмотреть. Выставочный городок, построенный по всем законам современных диснейлендов (развлекать и обучать), был передовым для своего времени. Его территорию (26 га) освещали более 160 электрических дуговых фонарей, от пожара оберегали 150 автоматических(!) огнетушителей, а посетителей ждали пять вагонов трамвая, заменившие узкоколейную паровую дорогу — главную артерию выставки 16-летней давности. За колоннадой главного входа (простоявшей до 1930-х гг.), раскинулась обширная площадь, украшенная цветниками, аллегорическим символом выставки и знаменитым светящимся фонтаном, который «веселой струёй» шипел и рассыпал брызги огненных искр, создавая полную иллюзию красивой феерии «Тысячи и одной ночи». Главным стилем построек был николаевский ампир, но были и «русские» терема, и «японский» павильон от табачной фабрики «Соломон Коген», и даже «хрустальный» дворец («Общество Донецких стекольных и химических заводов»). Склон горы, на который к Земскому павильону вела роскошная лестница, был застроен павильонами-«аттракционами» 24 главных отделов выставки. Например, «Горный» отдел был оборудован в виде действующего рудника, а Киевский округ путей сообщения представил настоящую пристань с маяком. Одним из сюрпризов выставки стал древнерусский острог с частоколом, любезно принимавший посетителей Тюремного ведомства. Череда гротов, украинских хат и римских портиков заканчивалась на вершине горы кофейней «Франсуа», отделом «Воздухоплавание» и фигурой дикого козла на гроте коньяков Сараджева. В этом уголке выставки, как писали газеты, поражала смесь «убогих строений городской окраины с красивыми узорчатыми павильонами, призванными дарить чисто эстетические наслаждения и интеллигентный отдых». Именно благоустройство территории, превратившейся из запущенного пустыря со рвами, заполненными мусором, в чудесный уголок отдыха горожан, было главным положительным результатом выставки — после ее окончания склоны Черепановой горы стали одним из уютных городских парков, Алексеевским. А всего через несколько лет новая власть решила устроить здесь для рабочих Демиевки Червоный стадион. Он состоял из большой арены для массовых действ на 3000 мест и площадки для игр.

Уже к 1935 году Киев нуждался в новом столичном спортивном сооружении. Украинский стадион им. С. Косиора (главный архитектор И. Гречина) задумывался как настоящий «комбинат физической культуры» площадью более 80 га, включающим демонстрационно-показательный сектор с футбольным полем и трибунами на 50000 мест, научно-педагогический отдел с универсальными спортзалами, бассейнами и аудиториями, военный сектор (необходимое требование тогдашней «оборонной» доктрины) с полосой препятствий, тиром и палаточным лагерем, детское отделение со своим стадионом и пионерским клубом. Склоны Черепановой горы собирались оформить террасами, пандусами и лестницами, которые вели бы на вершину с кафе-рестораном и площадкой для танцев, что соответствовало характеру природного ландшафта и придавало бы всему сооружению парковый характер.

Первой очередью этого строительства было переоборудование Троицкого крытого рынка (бывшего выставочного павильона архитектора Н. Шехонина) во Дворец физкультуры. Под стеклянной крышей был устроен современный бассейн с подводным освещением, вышкой для прыжков и оборудованием для очистки воды. Кроме того тут имелся гимнастический зал, теннисный корт, сектор тяжелой атлетики с боксерским рингом. Вступивший в строй в апреле 1936 года, дворец стал учебной базой для техникума, а с 1944 года — Института физкультуры, расположенного рядом. Долгая жизнь рынка-дворца закончилась в 1977 году, когда надо было устроить выходы для станции метро. Основное строительство стадиона развернулось в 1937 году. Чаша стадиона представляла собой 8-метровую земляную насыпь, где размещались секторы трибун, что отвечало передовой американской технологии. Наверху, вдоль последнего ряда, отделенного архитектурным барьером со статуями и вазами, была высажена липовая аллея.

Основные элементы ансамбля сохранились до наших дней. Физкультурный павильон с внутренним двориком, окруженный легкой аркатурой, предназначался для разминок, зала заседаний и гостиницы… Но торжественное открытие, по жестокой иронии судьбы назначенное на 22 июня 1941 года, пришлось отложить на долгих пять лет.

А через 20 лет, в 1968 - 1967 годах назрела необходимость новой реконструкции (архитекторы М. Гречина и Г. Гранаткин). Еще на один ярус были расширены зрительские трибуны, а сам стадион, ставший к тому времени просто Республиканским (из названия убрали имя Н. Хрущева), получил 45-метровый лыжный трамплин оригинальной конструкции с искусственным покрытием.

Републиканский стадион 1980 год

Республиканский стадион. 1980 год.

Окончательная доводка территории производилась в 1980 году, накануне XXII летних Олимпийских игр, когда стадион, вмещавший уже почти 100000 человек, принимал отборочные игры футбольного турнира. Тогда было построено здание террасного типа с комплексом плавательных бассейнов, гостиницы «Русь» (21 этаж) и «Спорт» (12 этажей), а на склоне горы, вдоль основной оси стадиона должен был появиться легкоатлетический манеж в форме гигантского цветка. Принимая во внимание изменившиеся за это время мировые требования к спортивным сооружениям с их стандартами комфорта для зрителей (например, крытые и отапливаемые трибуны), а также сегодняшнюю «строительную лихорадку» в Киеве, Национальный спортивный комплекс уже в скором времени может опять стать строительной площадкой.

НСК Олимпийский фото

НСК «Олимпийский». 2012 год.

Еще одна «стадионная» достопримечательность — подземная «арена» станции метро «Олимпийская». Она отражает совсем другие рекорды — достижения и мастерство киевских метростроителей. При всей своей функциональной простоте станция не лишена оригинального художественного облика (архитекторы Т. Целиковская и А. Крушинский). Стены и пилоны из полированного уральского мрамора нежнейшего оттенка, очень динамичные по композиции керамические рельефы с фрагментами футбольных и хоккейных баталий, а также мозаичное панно с изображением олимпийского огня, украсившее нижний подземный вестибюль станции, придают ей неповторимую индивидуальность. А чтобы в этом убедиться, приезжайте на станцию метро «Олимпийская» и еще раз оглянитесь по сторонам.

 
Отправить комментарий:
Ваша электронная почта не будет отображаться на сайте.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.