CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.

Русский француз Григорьев.

Борис Григорьев Автопортрет

Борис Григорьев. Автопортрет.

Художник Григорьев Дама в чёрном

Дама в черном. 1910 год.

Художник Григорьев картина Деревня из цикла Расея

Деревня из цикла Расея. 1918 год.

Этот мастер умер в 1939 году в эмиграции, на юге Франции, куда ему пришлось уехать еще в 1919-м. Живя в России, он много путешествовал, побывал в странах Латинской Америки, жил в Берлине, но на его творчестве всегда лежала «тень Расеи». А «Расеей» Борис Григорьев назвал одно из своих самых замечательных произведений, написанное задолго до того, как художник навсегда простился с родиной.

Григорьев родился в Рыбинске 11 июля 1886 года, в семье управляющего коммерческим банком. Был вольнослушателем Императорской академии художеств в Петербурге. Учился в Строгановском училище. Работал с журналами «Сатирикон» и «Новый Сатирикон», участвовал в выставке «Мир искусства». Его работы сразу же привлекли к себе внимание коллег и критиков, особенно те, что были созданы после первого визита художника в Париж накануне войны 1914 года. На персональной выставке Бориса Григорьева вокруг «Расеи» — самого крупного из полотен — висело множество этюдов, которые объединял, кроме легкости кисти и несомненного мастерства художника, его отнюдь не радужный взгляд на свой народ, на крестьянскую Россию. Поместив на первом плане галерею лиц, он едко, почти сатирически подчеркнул в них лень, инертность, безалаберность. Нет, прекрасного будущего в этой стране не построить — таков был подтекст представленных картин, «святая Русь» существует пока только в воображении литераторов и правдоискателей.

За рубежом Борис Дмитриевич чувствовал себя, по воспоминаниям современников, «как рыба в воде», но не сумел создать ничего значительного, исповедального. Его картины, талантливые и прекрасные, напоминали фрагменты чужой жизни, которую он, безусловно, знал, однако недостаточно глубоко. При этом мастер виртуозно владел формой — по его портретам и пейзажам, тонким, предельно выразительным, можно изучать эпоху. Приглушенные краски, четкие силуэты, умышленно плоский фон, всегда оригинальная композиция — Григорьев умел оттенить в своих моделях то, что его заинтересовало, не распыляясь на детали.

«Дама в черном» написана в 1910 году. Живописец поместил свою героиню — нервную интеллектуалку — на фоне туманного силуэта городских кварталов, снабдив модной шляпкой, шарфом, вуалью. Вполне возможно, что эта женщина работает машинисткой или секретаршей. Не исключено, что она поэтесса, пишущая декадентские стихи, или вдова учителя, вынужденная искать средства к существованию. Таких дам можно было встретить на улицах в начале XX века любого большого европейского города — Парижа, Москвы, Киева…

 
Отправить комментарий:
Ваша электронная почта не будет отображаться на сайте.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.