Хрустальный гол Комана или дуэль голкипера и форварда.
Магия номера «10»… Под ним играли такие всемирно известные футболисты, как Пеле, Эйсебио, Марадона, Круиф, Росси, Мюллер, Платини и другие. Почему-то футбольные звезды из славной когорты форвардов всегда стремятся надеть футболку именно с этой цифрой.
В киевской команде место левого полусреднего надежно занимал Михаил Коман (родился 1 апреля 1928). Этот юный футболист из Закарпатья по прибытии в Киев, наверное, и не подозревал, что навсегда свяжет свою судьбу с древним стольным градом и славным динамовским клубом. «Коман — хитрый», «Коман — мудрый», «Коман — предусмотрительный». Вот что можно было всегда услышать на несанкционированных «митингах» болельщиков, которые постоянно собирались возле большой турнирной таблицы, установленной на территории Центрального стадиона.
Михаил не отличался ни могучим телосложением, ни пушечными ударами, ни дерзкой игрой в атаке. И вместе с тем он редко покидал поле без забитого гола. Парадокс? Да. Но ещё и факт. Его иногда упрекали за постоянное «дежурство» в штрафной площадке в надежде получить пас и уже тогда поставить победную точку. Но это было не так. Именно Коман зачастую моделировал голевые ситуации, да так, что в нужный момент всегда оказывался там, где требовалось для завершающего удара.
Разве можно забыть его знаменитый «хрустальный» гол в финале Кубка СССР 1954 года? Тогда, во встрече с ереванским «Спартаком» он превзошел самого себя по «хитрости, мудрости и предусмотрительности. Сломав оборону соперника, нападающий оказался один на один с вратарём. В таких случаях форвард всегда посылает мяч в незащищенный угол. Но Коман на то и Коман, чтобы действовать предусмотрительно и с наименьшим риском. Михаил не стал наносить удар (уж слишком ответственным был момент). Тогда голкипер начал медленно выходить из ворот, сокращая расстояние и возможный угол поражения. Коман замахнулся. Вратарь остановился. Наступила напряженная тишина. Смолкли трибуны, застыли на своих местах игроки. Несколько раз нападающий «якобы бил», и столько же раз ереванский страж ворот реагировал на мнимые удары. Дуэль взглядов. Секунды длиной сто лет. Наконец голкипер рванулся, чтобы перехватить мяч, который Коман… спокойно перебросил через него в сетку ворот. Победа! Киевляне впервые в истории клуба завоевали тогда такой почетный и такой желанный футбольный приз. Весной 1953-го ряды динамовцев пополнил пришедший из «Шахтера» (г. Сталино) нападающий Виктор Фомин. До войны донецкая команда «Стахановец» (переименованная позже в «Шахтер») прославилась своим бурным стартом в начале сезона 1941 года. К несчастью, война прервала это триумфальное шествие за «золотом». Но в начале 50-х «Шахтер» снова начал набирать обороты и возрождать былую славу первоклассной команды.
Вот из такого коллектива и пришел в киевское «Динамо», на место левого крайнего нападающего (№11) Виктор Фомин. Его стремительные проходы по флангу часто вызывали у противника переполох, Виктор изощренно «болтал» защитников, оттягивая на себя как можно большее количество игроков, а потом неожиданно переадресовывал мяч кому-нибудь из своих коллег, вышедших на ударную позицию. Его манеру игры впоследствии унаследовали Иван Диковец и Виталий Хмельницкий. А в «золотой век» динамовского клуба игру левого крайнего модернизировали и усовершенствовали такие талантливые футболисты, как Валерий Лобановский и Олег Блохин.
Мы упомянули всех полевых игроков символической сборной киевского «Динамо» образца 50-х годов. Остался вратарь. Зачастую его деятельность мы отождествляем с функциями шахматного короля. Если продолжать аналогию, то динамовский вратарь Олег Макаров был королём королей, то есть одним из лучших вратарей Союза. Судьба распорядилась так, что родился он в один год со Львом Яшиным. Оба они в одно время выступали за свои команды на первенство страны. И оба покорили любителей футбола своим незаурядным мастерством. Вот только Яшину повезло больше с признанием его таланта на международной арене. Макаров был последователем лучших традиций киевской вратарской школы. Его предшественники Антон Идзковский и Николай Трусевич вписали немало славных страниц в историю отечественного футбола. Каждый из них исповедовал свои принципы. Киевлянин Идзковский, чьё футбольное детство прошло на тихих лесных полянах Пущи-Водицы, предпочитал взвешенную и надежную игру на линии ворот. А вот романтик моря одессит Трусевич, как знаменитый «мятежный парус», был сторонником «бури». Он часто рвался из ворот, играл на «втором этаже», метался по штрафной площадке, за что нередко бывал наказан «незапланированным» голом. Макаров избрал тактику, в которой совместил игровые стили своих учителей (кстати, Идзковский лично тренировал Олега).
Пятнадцать лет Олег Макаров был бессменным стражем динамовских ворот и все эти годы не переставал удивлять киевлян новыми гранями мастерства, манерой своей игры. Он всегда выходил на поле в зеленом свитере, что отличало его от других голкиперов, которые обычно, как и судьи, облачались в форму черного цвета. Когда Олег становился в ворота, то сразу же начинал «колдовать»: измерял «каламашками» расстояние между штангами, чертил бутсой какие-то линии и дуги. Это выглядело как ритуальное действо и не могло не вызывать интереса. И когда волна атаки накатывалась на наши ворота, мы всегда следили в оба: а что круги и дуги — помогут, нет?
Золотая дружина 1961-го года. Стоят (слева направо): ст. тренер В. Д. Соловьев, А. Биба, О. Базилевич, В. Турянчик, В. Каневский, О. Макаров, А. Сучков, В. Лобановский, Ю. Войнов, В. Ануфриенко, тренер М. Коман. Сидят: В. Щегольков, В. Трояновский, Й. Сабо, Н. Кольцов, В. Серебряников, В. Щербаков.
Макаров прекрасно играл на выходах, обладал замечательной реакцией и, что самое главное, все мячи старался брать намертво, даже если они были посланы сильно и с очень близкой дистанции. Это всегда вызывало на трибунах бурю восторга. Киевского вратаря приглашали в первую сборную страны, в олимпийскую сборную. Его мастерством в составе «Динамо» восхищались тысячи поклонников футбола на стадионах Венгрии, Болгарии, Италии, Германии, Англии, Индии, Египта и других стран. Его самоотверженная и безоглядная игра порой приводила к ощутимым травмам. В 1955 году в Каире, во время товарищеской встречи со сборной города, Макарову сломали ключицу и на продолжительный период вывели из строя. Случались подобные неприятности и на родном поле. В этой связи хотелось бы привести слова самого голкипера о том, что больше всего его волновали не столько боли физические, сколько моральные. Ведь на трибунах, в многотысячной толпе болельщиков всегда находились, следя за ходом поединка, два родных Олегу человека — жена Галина и дочь Ира. Галина очень переживала за супруга. А после нескольких эпизодов, связанных с травмами вратарей, она уже не могла спокойно усидеть на месте и каждый раз, когда Олегу приходилось вступать в «плотный» контакт, она брала дочку за руку и отправлялась на верхнюю аллею, опоясывающую секторы, где и бродила до окончания матча, с тревогой прислушиваясь к реакции зрителей на трибунах. А мать Олега, Александра Александровна, в дни ответственных матчей приходила в Троицкую церковь, приютившуюся у центрального входа на стадион, и ставила свечку, молясь за здравие своего единственного сына… На этом, уважаемые читатели, позвольте закончить рассказ о символической сборной киевского «Динамо» образца 50-х. Одиннадцать футболистов, одиннадцать личностей, одиннадцать судеб. Но собранные вместе, они представляли собой могучую, несокрушимую силу, имя которой — КОМАНДА.