CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.

Голос, проникающий в самое сердце.

Оксана Андреевна Петрусенко фото

Исполнилось 110 лет со дня рождения Оксаны Петрусенко.

Мало кто из исполнителей снискал такую огромную, по-настоящему всенародную любовь, как эта замечательная певица. Уже во время самых ранних, еще аматорских выступлений слушатели отмечали, что голос этой девушки, необыкновенно звонкий, чистый и удивительно красивый, с первых же нот их буквально привораживал и околдовывал. Зрители знали и любили ее не просто как певицу — она обладала каким-то особым, присущим только ей даром исполнять украинские народные песни так, что они проникали прямо в сердце каждого слушателя. Прожив недолгую жизнь, она и по сей день остается для многих своего рода эталоном, образцом певицы.

Оксана Бородавкина (Петрусенко — сценический псевдоним певицы, на скорую руку придуманный перед ее первым выступлением на театральной сцене) родилась 18 февраля 1900 года в селе Балаклея на Харьковщине. Но прожила она там всего год — после смерти отца мать Оксаны возвращается в Севастополь, где будущая певица и росла вплоть до своего ухода из дома в 1918 году вместе с гастролировавшей тогда в городе украинской драматической труппой. Трудно представить, что создательница ярких и незабываемых образов Наталки Полтавки из одноименной пьесы Ивана Котляревского и Оксаны и Одарки из оперы Семена Гулака-Артемовского «Запорожец за Дунаем» до десяти лет практически не была знакома ни с украинским языком, ни с украинской культурой и пела не украинские, а русские песни, которые выучила от матери и бабушки. К сожалению, имя учителя, который, услышав голос Оксаны, не только взялся обучать ее музыке, но и познакомил с поэзией Шевченко и Леси Украинки, не сохранилось.

Дебютировала Оксана Петрусенко партией Одарки в «Запорожце за Дунаем» на сцене Херсонского музыкально-драматического театра в 1919 году. Как актриса она имела счастливую возможность учиться у корифеев украинского театра Панаса Карповича Саксаганского и Марии Константиновны Заньковецкой, с которыми участвовала в некоторых постановках и которые открыли ей многие секреты сценического мастерства. А вот секретам пения, собственно вокалу будущая примадонна киевской оперной сцены практически никогда не училась, хотя стремилась к этому всю жизнь. И, тем не менее, ей, певице-самородку, без фундаментального консерваторского образования, предложили петь сначала в Саратовском оперном театре, а затем — в Казанском. Двадцатисемилетняя певица сначала колебалась, но все-таки приняла решение и в декабре 1927 года дебютировала в опере «Черевички» Чайковского, исполнив партию Оксаны. Успех окрыляет певицу, и начинается долгая, серьезная работа над многими оперными партиями.

После Казани были Свердловск и Самара, и лишь в 1934-м сбылось самое заветное желание Оксаны — петь на родине. Киев тогда вновь становится столицей, а его оперный театр — теперь уже столичный — приобретает свое бесценное сокровище. Всесоюзную известность Оксане принес 1936 год и гастроли киевской оперы в Москве — казалось, ее Наталке Полтавке стоя рукоплескал весь Союз. После этого было много чего — аудиенция у Сталина, высочайшее решение послать певицу на учебу в Италию, приглашение петь в Большом театре. Однако всему этому не суждено было сбыться — Оксана Петрусенко умерла, когда ей было всего сорок. Но ее удивительное искусство, ее несравненный голос, оставшийся в записях, доставляет и, конечно же, еще доставит истинное наслаждение многим поколениям подлинных любителей подлинной музыки.

 
Отправить комментарий:
Ваша электронная почта не будет отображаться на сайте.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.