Феномен Татьяны Яблонской.
Татьяна Яблонская легендарная фигура украинской живописи.
Уже в молодости Татьяна Яблонская дважды удостаивалась заоблачного звания лауреата Государственной премии СССР за картины «Безымянные высоты» и «Хлеб». И хотя эти и многие другие ее работы были выдержаны в духе самого что ни на есть соцреализма, впоследствии она не раз удивляла критиков и зрителей неожиданной, не похожей на прежнюю манерой письма.
Родилась Татьяна Ниловна 24 февраля 1917 года в Смоленске. Ее учителем был выдающийся украинский художник Федор Кричевский. И сама она впоследствии воспитала немало талантливых мастеров изобразительного искусства, художницами стали и три ее дочери, из которых наиболее известна младшая, Гаянэ.
«Я никогда не была первой, но действительно умела чувствовать то, что намечается в искусстве, куда все идет», — так некогда охарактеризовала Яблонская свое творчество, поклонников которого немало и в нашей стране, и за рубежом.
В шестидесятые годы, уже живя в Украине, она увлеклась народным искусством, много ездила по селам Полесья, Закарпатья. И полотна ее внезапно стали обобщенными, лубочными, яркими, почти примитивными. Таковы ее «Невеста», «Мать и дитя», «Лебеди», «Обрученные». Но и в этом, качестве Яблонская надолго не задержалась. В оптимистической ее палитре появились трагические, темные краски, она, искренне воспевшая красоту труда, вдруг стала писать крестьянок, похожих на героинь стихов и поэм Т. Г. Шевченко, других украинских классиков — измученных тем самым трудом, изможденных жизнью, «черных, как земля». А впереди были новые темы, новые трансформации.
Татьяна Ниловна съездила в Италию. Из ее живописных впечатлений от первой поездки самое значительное — полотно «Вечер. Старая Флоренция», на котором художница изобразила себя. Перед огромным окном, с видом на старинный город, купола и башни его знаменитых церквей сидит немолодая женщина — могучая, кряжистая. Такой под силу нелегкий труд живописца, требующий не только таланта, но и недюжинной выносливости. И дух итальянских мастеров эпохи Возрождения, в котором выдержана картина, только подтверждает это.
Те, кто следит за творчеством Татьяны Яблонской, рассказывают, что сейчас она работает в импрессионистской манере — пейзажи, виды Киева, открывающиеся из окна ее квартиры.
Картина «Май» написана Яблонской в 1965 году. В ней нет конкретики — деревья, девушка, огород, даже трава и зеленые ростки на грядках — все стилизовано, упрощено, как в детской книжке. Четкость композиции и яркость чистых красок позволяют зрителю мгновенно и без труда перенестись в солнечный весенний день, ощутить его свежесть, тепло, ничем не замутненную радость.