Приятная праздность Джона Годварда.
Он писал картины для богатых и о богатых, а нравились они всем, кого привлекали идеальные образы в идеальной обстановке. Английский художник, поживший и в XIX, и в начале XX века, вывел на своих полотнах своеобразную формулу прекрасного — по его разумению, им была, есть и будет красивая и абсолютно праздная женщина, «упакованная» в экзотическую роскошь.
Родился Джон Вильям Годвард 9 августа 1861 года в Лондоне, учился в Рояль Академии. Тогда и влюбился в одну из моделей — черноволосую и черноглазую итальянку, с которой рисовал потом героинь большинства своих работ. На манеру письма и тему картин Годварда повлияли идеи братства прерафаэлитов — живописцев, как бы заново открывших первозданную яркость и свежесть красок (свои произведения они рисовали на белом влажном грунте), возродивших интерес к библейским темам, кельтским легендам, античности. Именно античностью и был увлечен Джон Годвард, которого критики считают неоклассицистом. Он долго жил в Италии, вдохновлялся ее природой, глубоко изучил искусство Древней Греции и Рима.
Его полотна бессюжетны, статичны. Если они и волнуют, то только своим пронзительным совершенством. Над ослепительно синим морем, оттеняющим черные силуэты кипарисов и пиний, возвышается терраса с беломраморной скамьей, на которой восседает прекрасная женщина в воздушной тунике. Она ленива, изнежена. От нечего делать красавица небрежно поигрывает павлиньим пером со своим любимцем — рыжим котом. Картина так и называется — «Любимец». А вот полотно «Туалет» — стройная девушка с античными формами, обозначенными прозрачным одеянием, не спеша расчесывает волосы. Есть в наследии Годварда полотно «Тигриная шкура» — там беззаботная красотка возлежит на полосатой шкуре огромной кошки. На других работах изысканного англичанина белокожие, холеные то ли матроны, то ли гетеры нежатся на леопардовых мехах.
Парадоксально, но финал жизни художника, которого вроде бы не волновали социальные катаклизмы и который писал совершенно беспроблемные полотна был глубоко трагичен. В 1922 году Годвард вернулся из Италии в Лондон, чтобы покончить жизнь самоубийством, сунув голову в газовую печь.
В «золотую» историю живописи вошла, собственно, лишь одна картина этого большого мастера. Она называется «Dolce far niente» (это название обычно так и подают, на итальянском), что означает «Прекрасная праздность». Есть на ней и пушистые звериные шкуры, и маленький водоем с кувшинками, и раскрытый веер из павлиньих перьев. Присутсвуют белый мрамор, который так любил рисовать Джон Вильям, и дорогие его сердцу экзотические растения. Но главное — «уставшая» от безделья юная супруга или любовница богача — изысканная игрушка, созданная только для удовольствий, взирающая на нас влажными, черными и печальными глазами…